Методическая
копилка Ирины  Паросовой
Сб, 16.12.2017, 10:01
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Наш опрос
Как, по Вашему мнению, сказываются реформы в области образования на качестве подготовки обучающихся?
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Мои статьи

ДИАЛОГ – ЭТО УДИВЛЕНИЯ НАШЕГО РАЗУМА
«Если душа хочет высказаться- это хорошая душа» В.Шукшин
Обострение проблемы отношений учителя и ученика состоит в том, что доминирующей фигурой в образовании остается педагог императивного склада, несоответствующий духу времени и современной культуре. И соответственно, необходимо найти выход из сложившейся ситуации. Кризисное состояние семьи как социального института, вызванное снижением уровня ее материального обеспечения, служит питательной почвой для воспроизводства тоталитарного типа личности. Основой новой парадигмы в образовании может стать воспитание толерантности, которое невозможно без организации эффективного диалога между взаимодействующими сторонами. Принцип толерантности должен творчески применяться во всех социальных отношениях, и прежде всего в образовательном процессе, во взаимоотношениях педагога и ученика. Принцип толерантности не должен быть грубо истолкован как диалог на равных; речь может идти об отношении коллеги к младшему коллеге, о сотрудничестве, то есть когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. В связи с этим, принцип диалога начинает приобретать все проникающий характер. Так что же такое «диалог»? Если обратиться к первоисточникам, то «диалог» (с точки зрения философии)- (греч. dialogos - беседа) - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Следовательно: 1.Диалог должен рассматриваться не только в качестве эвристического приема усвоения монологического знания и умения, но и определять саму суть и смысл передаваемых и творчески формируемых понятий. 2.Диалог должен получить реальный образовательный действенный смысл в качестве диалога культур, общающихся между собой – в контексте современной культуры, - в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума. 3.Диалог должен стать постоянно действующим аспектом в сознании ученика (и преподавателя), голосом поэта (художника) и теоретика и выступать основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления. На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Другого способа нет! Американский философ Джон Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным», т.е. «стремление быть оцененным». Это есть неутомимая жажда, постоянно терзающая человека. Значит, педагогу нужно научиться делать комплименты! С их помощью можно вызвать у человека энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в нем. Самый верный путь к сердцу человека- это беседа с ним о том, что он ценит большего всего. И вовсе не обязательно в этой беседе быть особо осведомленным о предмете разговора, достаточно быть просто активным слушателем. Так как же организовать активный диалог на уроке? Дейл Карнеги советует: «Если вы намерены что-то доказать, пусть об этом никто не знает». Значит, нужно учить детей так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые. Проявлять уважение к мнению ученика. Признавать за учеником право на ошибку. Никогда не говорить ему, что он не прав. Если ошиблись сами, признавать это быстро и решительно. Если необходимо склонить ученика к вашей точке зрения, необходимо задеть его за живое, т.е. бросить вызов. И ученик откликнется, т.к. для любого человека, а для подростка в частности, важен так называемый «игровой момент». То есть, определенный стимул, возможность к самореализации, возможность показать, чего ты стоишь, добиться превосходства, выиграть. Для того, что бы, не быть доминирующей фигурой, педагогу необходимо научиться задавать ученику вопросы типа: «Каково ваше мнение об этом?», «А может быть, лучше было бы нам сформулировать это иначе?», «Вы полагаете, что это даст результат?» и т.п., вместо того чтобы что-то приказывать. Такой метод щадит самолюбие ребенка и пробуждает в нем ощущение своей значительности. Порождает желание сотрудничать, а не стремление к протесту. То есть ученику предоставляется возможность самому выполнить работу и учиться на своих ошибках, причем абсолютно не вызывая чувства обиды. Необходимо дать ребенку спасти свой престиж в глазах окружающих, а в первую очередь перед самим собой. Поощрение - мощное орудие учительского труда, с помощью поощрения можно создать впечатление, что ошибка, которую необходимо исправить - легко исправима. С помощью поощрения можно побудить ученика сделать то, что казалось ему трудным, добиться того, что бы ученик с радостью делал то, что вы предлагаете. Любая похвала не исключает наказания, но наказание (т.е. указание на ошибку) должно быть преподнесено так, что бы у ученика не вызвать чувства обиды, чувства недоверия к педагогу и неверия в собственные силы. Наказание (как мера воздействия) не должно унижать ученика в собственных глазах и глазах окружающих, оно не должно быть жестоким. И наказывая можно хвалить, но хвалить так, что бы ученик понял, принял и исправил свою ошибку. Если посредственный ученик продвинулся, хотя бы на полшага, отметьте его успех, будьте щедры на похвалу, этим вы добьетесь большей отдачи. Отличников тоже нужно хвалить, но за достижение более высоких результатов. Похвала должна быть щедрой и чистосердечной, и не выражаться только в скупой цифре (оценке на уроке). Любой педагог должен радоваться успехам своих учеников, даже если ученики в чем-то превзошли педагога. Так как, вероятно, именно вы дали толчок к развитию, позволили поверить ученику в свои силы и возможности. Хороший руководитель умеет организовывать не только свою работу, но и работу коллектива, умеет распределять ответственность и осуществлять контроль над ходом процесса. Педагог на уроке всегда выступает в качестве руководителя. И поэтому, в первую очередь он должен быть хорошим организатором. Именно от правильной организации хода учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности и зависит конечный результат. Т.е. то, какого специалиста получит общество. Ведь в современном обществе мало быть теоретически «подкованным», необходимы определенные умения в сфере коммуникации, самовоспитания, самообразования и самосовершенствования. Общество не стоит на месте, оно развивается, и, развиваясь, ежесекундно предлагает подстраиваться (приспосабливаться) к его изменяемой структуре, к достижениям научно-технического прогресса, к новым формам общения и организации труда. В связи с этим есть необходимость научить подростка вести диалог, причем диалог в различной среде. Главный диалог- это диалог с самим собой, т.е. тот диалог, который позволяет провести самооценку своих возможностей и выявить недостающие звенья в знаниях, умениях, навыках, необходимых на данный момент времени. Следующий вид диалога - это диалог с окружающими. Этот вид диалога - необходимое средство в достижении поставленной цели. Только обладая умением договариваться, можно получить от человека все то, что необходимо: высокую оценку, дельный совет, престижную работу, благополучие в личной жизни и т.п. Еще один вид диалога – это диалог с машиной (или диалог при помощи машины). В век всеобщей компьютеризации необходимо обладать информационной компетентностью. Т.е. компетентностью, основанной на владении компьютерными технологиями и технологиями обработки информации. При этом необходимо владеть культурой мультимедийного диалога. Если коротко подытожить вышесказанное, то основным требованием урока является обязательный диалог, так как обучение может быть эффективным, лишь при равной заинтересованности участвующих в процессе сторон. Диалог на уроке – это интерактивность, состязательность мнений, свободная дискуссия и сопоставление информации полученной из различных источников с собственным мнением. Как говорилось ранее, нельзя заставить человека сделать что-либо, но можно создать условия, в которых он сам захочет это сделать. Создание таких условий и есть важнейшая задача педагога.
Категория: Мои статьи | Добавил: Kulin67 (28.02.2010) | Автор: Ирина Паросова E
Просмотров: 1001 | Комментарии: 1 | Теги: образование в сотрудничестве | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
*1assofsfub  (30.12.2011 10:06)[Материал]
Просто хорошая страничка

Имя *:
Email:
Код *:
Форма входа
Поиск
Советую посетить
Интернет-государство учителей Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру Методсовет Сайт для учителей Информационные технологии в образовании My Wishlist
Календарь
GISMETEO: Погода по г.Сызрань Rambler's Top100 Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Наука и образование :: Психология Образовательный портал
Iriska & ucoz.ru © 2017 при использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна