Содержание общего образования определяется потребностями общества. Когда на очередном этапе его развития большое значение начинает приобретать какая-то новая отрасль, появляется потребность в новых элементах общего образования, т. е. в обновлении содержания того, что можно назвать необходимым уровнем грамотности населения. Так, в XX веке интенсивная электрификация вызвала необходимость включения в общеобразовательный курс физики раздела «Электричество», а развитие химической индустрии (химизация) привело к появлению в программе нового предмета «Химия». Аналогично процесс, который сейчас принято называть информатизацией общества, требует нового элемента в содержании общего образования. Это новое содержание заключено в учебном предмете «Информатика». Целью обучения информатике является достижение учащимися уровня общей грамотности в области информатики, что предполагает: 1) обеспечение базовой грамотности (знакомство учащихся с элементами теоретической информатики); 2) развитие специфических форм мышления — алгоритмического и системного мышления; 3) получение учащимися практических умений и навыков по работе на компьютере на пользовательском уровне (со средствами прикладного программного обеспечения общего назначения). Глобальной целью общего образования является всестороннее развитие человеческой личности. Личность есть целостность, поэтому общее образование должно быть направлено на развитие всех сторон этой целостности. Согласно психологическим представлениям, основными компонентами этой целостности являются: 1) функциональные механизмы психики, обеспечивающие управление психическими процессами и поведением человека; 2) опыт личности включающий: знания, умения, навыки, привычки, познавательные, преобразовательные, эстетические, коммуникативные, физические качества личности; опыт разнообразных видов деятельности и др.; 3) обобщенные типологические свойства личности: характер, темперамент, способности и др.
|